ФРЭНСИС БЭКОН - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ
|
|
Фрэнсис Бэкон - английский философ, политический деятель, историк, создатель эмпиризма (направления в теории познания) и английского материализма. Являлся одним из первых значимых философов Нового времени. Бэкон был убежденным сторонником научного подхода и изобрел радикально новый, антисхоластический метод научного познания. Он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных догматической дедукции схоластов. Труды его научной и философской деятельности основываются на популяризации индуктивной методологии научного исследования, так называемым методом Бэкона - через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез индукция получает знания из окружающего мира. Во времена Бэкона такие методы зачастую использовались алхимиками. Свой подход к научным проблемам он изложил в труде "Новый арганон", опубликованном в 1620 году. В этом трактате он объявил цель научной деятельности как установку власти человека над природой, которая является бездушным материалом и её цель - быть использованной человеком. Также Бэкон изобрел двухбуквенный шифр, который называется теперь шифром Бэкона. |
|
|
Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну. |
|
|
| | Наше поведение сродни заразной болезни: хорошие люди перенимают дурные привычки, подобно тому как здоровые заражаются от больных. |
| |
| | Долгая жизнь лучше короткой во всех отношениях, в том числе и для добродетели. |
| |
| | Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится, а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью. |
| |
| | Честный и порядочный человек никогда не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла. |
| |
| | Есть три наихудших довода: это передано нам от предков; это привычно; это общепринято. |
| |
| | Бессмертие животных - в потомстве, человека же - в славе, заслугах и деяниях. |
| |
| | Подлинное зло причиняет не та ложь, которая приходит в голову, а та, что в ней застревает и оседает. |
| |
| | Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности. |
| |
| | Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. |
| |
| | Кто выбалтывает, что знает, будет говорить и о том, чего не знает. |
| |
| | Мысли философа – как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. |
| |
| | Бессмертие животных – в потомстве, человека же – в славе, заслугах и деяниях. |
| |
| | Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе. |
| |
| | Мы столько можем, сколько знаем. Знание
- сила. |
| |
| | Откровенность есть не что иное, как душевное бессилие. |
| |
| | Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа. |
| |
| | В той же мере, в какой люди должны бояться злого языка остроумца, остроумец должен бояться людской памяти. |
| |
| | Только малое знание удаляет от Бога; большое знание - снова приближает к Нему. |
| |
| | Чрезмерная откровенность столько же неблагоприлична, как совершенная нагота. |
| |
| | Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними. |
| |
| | Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию. |
| |
| | Один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными лицами; последние портят только ручьи, только отдельные струи воды, тогда как судья портит самый источник. |
| |
| | Кто не прибегает к новым средствам, пусть ожидает новых болезней, потому что время
- величайший мастер нововведений. |
| |
| | Мужчина уже наполовину влюблён в каждую женщину, которая слушает, как он говорит. |
| |
| | Милосердие... не бывает чрезмерным... |
| |
| | Самое страшное одиночество – не иметь истинных друзей. |
| |
| | Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей. |
| |
| | Правильная постановка вопросов свидетельствует о некотором знакомстве с предметом. |
| |
| | Самое страшное одиночество
- не иметь истинных друзей. |
| |
| | Тот, кто не хочет прибегать к новым средствам, должен ожидать новых бед. |
| |
| | Старание избегать предрассудков – предрассудок. |
| |
| | Следует помнить, что в театре человеческой жизни роль зрителя отведена лишь Богу и ангелам. |
| |
| | Первое впечатление всегда бывает несовершенно: оно представляет тень, поверхность или профиль. |
| |
| | Изысканные манеры некоторых людей похожи на стихи с отсчитанными слогами. |
| |
| | Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии. |
| |
| | Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его, не более трети. |
| |
| | Странное желание
- стремиться к власти, чтобы утратить свободу. |
| |
| | В природе человека есть тайная склонность и стремление любить других. |
| |
| | Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не сказано. |
| |
| | Я хочу жить, чтобы учиться, а не учиться, чтобы жить. |
| |
| | Вся наша нравственная философия
- не более чем прислужница религии. |
| |
| | Жалок тот, у кого мало желаний и много страхов, а ведь такова участь монархов. |
| |
| | Лишь в сумраке жизни ярко сияет светило дружбы; блеск же счастья помрачает ее свет. |
| |
| | Жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы. |
| |
| | Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина – к религии. |
| |
| | Лесть - порождение скорее характера человека, чем злой воли. |
| |
| | Большой подозрительностью отличается лишь тот, кто мало знает. |
| |
| | Только гнев и страх заставляют применять насилие. |
| |
| | Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей. |
| |
| | Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым. |
| |
| | Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну. |
| |
| | В жизни
- как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не намного чище. |
| |
| | Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель. |
| |
| | Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия. |
| |
| | Никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. |
| |
| | В жизни – как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная немногим чище. |
| |
| | Высшие звания дают возможность делать такие вещи, которые было бы хорошо не иметь возможности делать. |
| |
| | Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык. |
| |
| | Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же - не что иное, как внешняя добродетель. |
| |
| | Возможность украсть создает вора. |
| |
| | Некоторые книги нужно пробовать, другие
- глотать, а очень немногие - прожевывать и переваривать. |
| |
| | Лесть есть род дудки, которою приманивают птиц, подражая их голосу. |
| |
| | Высшее достоинство недоступно пониманию толпы, последняя охотно хвалит добродетели низшего порядка; средние добродетели возбуждают в ней удивление или, вернее, изумление; что же касается высших добродетелей, то она не имеет даже понятия о них. |
| |
| | Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение. |
| |
| | Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия, а уменье применять свои слова к характеру и образу мыслей слушателей есть талант, которому должно отдать предпочтение изяществом и методичностью речи. |
| |
| | Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею. |
| |
| | Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы. |
| |
| | Библиотеки – это раки, где хранятся останки великих святых. |
| |
| | Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. |
| |
| | Вылечить болезнь и извести больного. |
| |
| | Мысли философа
- как звёзды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. |
| |
| | Зависть никогда не знает праздника. |
| |
| | Друзья – воры времени. |
| |
| | Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. |
| |
| | Смелость – это некая атрофия чувств в соединении со злой волей. |
| |
| | Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного. |
| |
| | Мудрости на свете предостаточно, потому что мало кто ею пользуется. |
| |
| | Мужчина чувствует себя на семь лет старше на другой день после свадьбы. |
| |
| | Сколько бы ни было форм государственного правления, в науках всегда была и будет только одна
- форма свободы. |
| |
| | Наслаждаться счастьем
- величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее. |
| |
| | Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок. |
| |
| | Не бывает красоты, которая бы не имела странности в пропорциях. |
| |
| | Я знавал одного мудрого человека, который при виде чрезмерной неспешности любил говорить: Повременим, чтобы скорее кончить. |
| |
| | Мысли, подобно людям, имеют свою юность. |
| |
| | Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить; иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично, другие – без особого прилежания, и лишь немногие – целиком и внимательно. |
| |
| | Если бы люди сходили с ума на один лад, то они могли бы ужиться довольно хорошо. |
| |
| | Люди более склонны к занимательным спорам и разговорам и к блужданию от одной вещи к другой, чем к строгому исследованию. |
| |
| | Скромность по отношению к душе
- то же самое, что стыдливость по отношению к телу. |
| |
| | Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно наживаются и на продавце, и на покупателе. |
| |
| | Сон разума рождает чудовищ. |
| |
| | Чем менее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия. |
| |
| | Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающиеся именем закона, и жестокость самого закона. |
| |
| | Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя. |
| |
| | Молчание - добродетель дураков. |
| |
| | Надежды подобны паутине: маленькие мухи застревают в них, а большие прорываются. |
| |
| | Всякий, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог. |
| |
| | Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. |
| |
| | Мысли философов
- как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. |
| |
| | Нет ничего гибельнее апофеоза наших заблуждений, этого благоговейного отношения к призрачным химерам. |
| |
| | Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость. |
| |
| | Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движений и действий. |
| |
| | Что есть суеверие как не упрек небес? |
| |
| | Продолжать себя в детях есть самоувековечение животных; великое имя, блестящие заслуги, полезная деятельность – вот единственное самоувековечение, достойное человека. Семейные интересы всегда почти губят интересы общественные. |
| |
| | Знатность редко является результатом доблести; доблесть же результатом знатности еще реже. |
| |
| | Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, в характере эгоиста. |
| |
| | Надежда
- хороший завтрак, но плохой ужин. |
| |
| | Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует свою задницу. |
| |
| | Ум человеческий подобен зеркалу с неровной поверхностью, которое, примешивая свои свойства к свойствам вещей, отражает последние в искаженном и извращенном виде. |
| |
| | Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. |
| |
| | Не может быть двух более счастливых свойств, чем быть немножко глупым и не слишком честным. |
| |
| | Нет ничего страшнее самого страха. |
| |
| | Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. |
| |
| | Смелость – дитя невежества и подлости. |
| |
| | Скромность по отношению к душе – то же самое, что стыдливость по отношению к телу. |
| |
| | Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. |
| |
| | Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле. Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не дает им наносить вред. |
| |
| | Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей. |
| |
| | Сам по себе муравей - существо мудрое, но саду он враг. |
| |
| | Истинная дружба крайне редка в этом мире, в особенности между равными; а между тем она более всего прославлялась. Если такая высокая дружба существует, то только между высшим и низшим, потому что благосостояние одного зависит от другого. |
| |
| | Истина все же скорее возникает из ошибки, чем из спутанности. |
| |
| | В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных. |
| |
| | Приобрести
- умение, сохранить- искусство. |
| |
| | Наука не только как жаворонок поднимается в высоту и наслаждается своим пением, но подобно хищной птице умеет так же спуститься вниз и схватить свою добычу. |
| |
| | Лесть – порождение скорее характера человека, чем злой воли. |
| |
| | Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская – совершенствует его, а безнравственная – развращает и унижает. |
| |
| | В Писании говорится, что мы должны прощать врагов наших, но нигде не сказано, что мы должны прощать наших друзей. |
| |
| | Воображаемое богатство знания – главная причина его бедности. |
| |
| | Всякая насильственная мера чревата новым злом. |
| |
| | Известность есть скорее результат желания выставить себя напоказ, нежели истинной заслуги, некоторой насыщенности, нежели действительного величия. |
| |
| | Нельзя в припадке гнева бесповоротно ломать какое либо дело; и как бы вы ни выражали свою горечь, не делайте ничего, чего нельзя было бы поправить. |
| |
| | Красивое лицо является безмолвной рекомендацией. |
| |
| | Молва – плохой гонец и еще худший судья. Что имеет общего добродетельный человек с болтовней толпы? Молва, подобно реке, несет по поверхности легкие предметы и влачит по дну более тяжелые. |
| |
| | В мирное время сыновья хоронят отцов, в военное - отцы сыновей. |
| |
| | Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская - совершенствует его, а безнравственная развращает и унижает. |
| |
| | Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет. |
| |
| | Главным корнем суеверия является то, что люди видят только попадания в цель, а не промахи; они заодно и забывают другое. |
| |
| | Этот мир – пузырь. |
| |
| | Время есть величайший из новаторов. |
| |
| | Добродетель с помощью богатства становится всеобщим благом. |
| |
| | Имеющий жену и детей - заложник судьбы. |
| |
| | Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные. |
| |
| | Лесть – это стиль рабов. |
| |
| | Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок. |
| |
| | Лучшие труды и величайшие заслуги в интересах общества исходят от неженатых или бездетных мужчин. |
| |
| | Гнев есть безусловная слабость; известно, что ему более всего подвержены слабые существа: дети, женщины, старики, больные и пр. |
| |
| | Созерцание - благопристойное безделье. |
| |
| | В мире мало дружбы - и меньше всего среди равных. |
| |
| | Человек и впрямь схож с обезьяной: чем выше он залезает, тем заметнее голая задница. |
| |
| | К большим переменам легче привыкнуть чем к малым. |
| |
| | Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают. |
| |
| | Чрезмерная откровенность столь же неблагоприлична, как совершенная нагота. |
| |
| | Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров. |
| |
| | Обвинение в неблагодарности есть не что иное, как обвинение в проницательности относительно причины благодеяния. |
| |
| | Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают. |
| |
| | Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. |
| |
| | Мысли философов - как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. |
| |
| | Чем легче добыча, тем тяжелей кошелек. |
| |
| | Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. |
| |
| | Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия
- наши добродетели. |
| |
| | Пока философы спорят, что является главным добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим. |
| |
| | Женитьба – умная вещь для дурака и глупая для умного. |
| |
| | Лесть
- это стиль рабов. |
| |
| | Гордость лишена лучшего качества пороков - она не способна скрываться. |
| |
| | Детей обманывают конфетами, взрослых
- клятвами. |
| |
| | Кто ищет одних лишь верных прибылей, навряд ли станет очень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск с известным обеспечением на случай убытков. |
| |
| | Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти. |
| |
| | Лучше не иметь никакого мнения о Боге, чем иметь мнение, недостойное Его. |
| |
| | Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают. |
| |
| | Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер. |
| |
| | Обнажать душу так же неприлично, как обнажать тело. |
| |
| | Дружба достигает того же результата, что и храбрость, но только более приятным путем. |
| |
| | На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице. |
| |
| | Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других. |
| |
| | Только то наслаждение естественно, которое не знает пресыщения. |
| |
| | Лекарство бывает хуже болезни. |
| |
| | К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя. |
| |
| | Такое странное желание
- обрести власть и расстаться со свободой. |
| |
| | Похвалы - это отраженные лучи добродетели. |
| |
| | Будь верен себе, и ты будешь неверен другим. |
| |
| | Слабая философия склоняет человеческий ум к атеизму, а глубина философии располагает ум человека к религии. |
| |
| | Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе. |
| |
| | Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с делом. |
| |
| | Глупость одного человека – удача для другого. |
| |
| | Приятная наружность – это вечное рекомендательное письмо. |
| |
| | Выбрать время
- значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну. |
| |
| | Истинно знать что-либо - значит знать его причины. |
| |
| | Себялюбивая мудрость гнусна во всех видах своих. |
| |
| | Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров. |
| |
| | Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу. |
| |
| | Как несчастен тот, кто сомневается! Ум его бросает в разные стороны, точно при килевой и боковой качке... И только одно лекарство есть против этого: противопоставить действительность натиску воображения. |
| |
| | Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом. |
| |
| | Судьи должны помнить, что их дело - истолковать закон, а не даровать его. |
| |
| | Библиотеки
- это раки, где хранятся останки великих святых. |
| |
| | Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности... |
| |
| | В мирное время сыновья хоронят отцов, в военное
- отцы сыновей. |
| |
| | Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели. |
| |
| | Странное желание – стремиться к власти, чтобы утратить свободу. |
| |
| | Совершая недостойные поступки, мы становимся достойными людьми. |
| |
| | Увы! Многие в бытность женихом и невестой не знали ничего, кроме поэзии, а после женитьбы жили всегда в прозе. |
| |
| | Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения. |
| |
| | Целомудренные часто бывают горды и высокомерны, они слишком злоупотребляют этим достоинством – своим целомудрием. |
| |
| | Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело. |
| |
| | ... либо это столь глупая вещь, что она не способна познать самое себя, либо столь отвратительная, что она должна скрывать себя под гримом. Сцена многим обязана любви, жизнь
- ничем. Любовь всегда означает слишком узкий взгляд на вещи. |
| |
| | Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник. |
| |
| | Что, в сущности, дурного в том, что себя мой друг любит больше, чем меня? |
| |
| | Во все века естественная философия встречала докучливого и тягостного противника, а именно суеверие и слепое, неумеренное религиозное рвение. |
| |
| | Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее. |
| |
| | Многие идиоты и слабоумные появляются на свет от родителей, предавшихся пьянству. |
| |
| | Люди рождаются, умирают, а если ещё что-то происходит в промежутке, значит, повезло. |
| |
| | О будущем больше толкуют те, у кого его нет. |
| |
| | Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. |
| |
| | Природу побеждают только повинуясь ее законам. |
| |
| | Больше всех мы льстим сами себе. |
| |
| | Люди уродливые обычно мстят за шутку, которую сыграла с ними природа. |
| |
| | Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. |
| |
| | Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. |
| |
| | Гений, ум и дух нации обнаруживаются в её пословицах. |
| |
| | Грубость рождает ненависть. |
| |
| | Очень богатые люди продали больше людей, чем купили. |
| |
| | Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума. |
| |
| | Правила поведения - это перевод добродетели на общедоступный язык. |
| |
| | Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает. |
| |
| | Здоровое тело – гостиная для души; больное – тюрьма. |
| |
| | Наслаждаться счастьем
- величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее. |
| |
| | Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин. |
| |
| | Тщеславные люди вызывают презрение мудрых, восторг у глупцов, являются идолами для паразитов и рабами собственных страстей. |
| |
| | Сам по себе муравей – существо мудрое, но саду он враг. |
| |
| | Мир
- мыльный пузырь, а жизнь человеческая меньше пяди. |
| |
| | Тот, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог. |
| |
| | Плох тот путешественник, который, выйдя в открытое море, считает, что земли нет нигде. |
| |
| | В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. |
| |
| | Атеизм
- это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну. |
| |
| | Подобно тому как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства. |
| |
| | Богатство не может быть достойной целью человеческого существования. |
| |
| | Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо - когда повелевает нами. |
| |
| | Человеческий разум, предоставленный самому себе, не заслуживает доверия. |
| |
| | Деньги
- как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. |
| |
| | Дети делают труд радостным, но неудачи кажутся из-за них более огорчительными; благодаря детям жизнь кажется более приятной, а смерть - менее страшной. |
| |
| | Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну. |
| |
| | Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах. |
| |
| | Чтение делает человека знающим, беседа
- находчивым, а привычка записывать - точным. |
| |
| | Богатство - благо, когда служит нам, и зло, когда мы служим ему. |
| |
| | Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти. |
| |
| | Любовь к родине начинается с семьи. |
| |
| | Светский дебют – это когда молоденькую девушку в первый раз видят пьяной. |
| |
| | Рано ли, поздно ли, но непременно достигают цели, если стремятся к ней с той уверенностью, которую внушает гений или инстинкт. |
| |
| | Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. |
| |
| | Избегать суеверий
- суеверие. |
| |
| | Атеизм
- это тонкий лед, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну. |
| |
| | Такое странное желание - обрести власть и расстаться со свободой. |
| |
| | Человек, слуга и истолкователь природы, может совершить и понять не более того, насколько он познал порядок природы наблюдением и размышлением: ничего больше он не знает и не может совершить. |
| |
| | Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует. |
| |
| | Философы подобны звездам, которые дают мало света потому, что находятся слишком высоко. |
| |
| | Выбрать время - значить сэкономить время. |
| |
| | Усилия на ложном пути множат заблуждения. |
| |
| | Знание есть сила, сила есть знание. |
| |
| | Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику. |
| |
| | Мужчина уже наполовину влюблен в каждую женщину, которая слушает, как он говорит. |
| |
| | Богатство
- хорошая служанка, но негодная любовница. |
| |
| | Все люди делятся на две категории: одним легче подмечать различия, другим - сходство. |
| |
| | Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот
- позор для своего времени. |
| |
| | Гордость лишена лучшего качества пороков
- она не способна скрываться. |
| |
| | Если бы люди сходили с ума на один лад, то они могли бы ужиться довольно легко. |
| |
| | Лесть облечена истинно комическим безобразием, но производит трагическое действие. Что труднее всего излечивается, так это болезнь ушей. |
| |
| | Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. |
| |
| | Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными. |
| |
| | О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытых – по их целям. |
| |
| | Благоденствие не обходится без страхов и неприятностей, а тяготы не лишены радостей и надежд. |
| |
| | Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом собственного тщеславия. |
| |
| | Красота
- как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее. |
| |
| | Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией. |
| |
| | Надежды подобны паутине: маленькие мухи застревают в них, а большие прорывются. |
| |
| | Я много думал о смерти и нахожу, что это
- наименьшее из зол. |
| |
| | О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытых
- по их целям. |
| |
| | Для молодых людей жены
- любовницы; для людей средних лет - спутницы жизни, для стариков - сиделки. |
| |
| | Знание и могущество человека совпадают, ибо незнания причины затрудняет действие. Природа побеждает только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом. |
| |
| | Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей... |
| |
| | О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных
- по их целям. |
| |
| | Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно. |
| |
| | Дело судьи
- истолковать закон, а не даровать его. |
| |
| | Толпе нравится только то, что действует на фантазию или то, что не выводит ум из круга обычных понятий. |
| |
| | Нет большей мудрости, чем своевременность. |
| |
| | Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. |
| |
| | Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть. |
| |
| | Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем. |
| |
| | Если у человека есть преданный друг - у него есть как бы две жизни для осуществления своих желаний. |
| |
| | Молодые люди более склонны изобретать что то, чем судить о чем то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом. |
| |
| | Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть. |
| |
| | Чем меньше заслуга, тем громче похвала. |
| |
| | Многие идиоты и слабоумные появляются на свет от родителей, предававшихся пьянству. |
| |
| | Общее согласие - самое дурное предзнаменование в делах разума. |
| |
| | Главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении от переполненности надрыва, которые вызывают и причиняют всякого рода страсти. |
| |
| | Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – еще большее. |
| |
| | Любить и быть мудрым
- невозможно. |
| |
| | Хвастливый человек – посмешище для умных, предмет поклонения для глупцов, лакомая добыча для льстецов и раб своего собственного тщеславия. |
| |
| | Созерцание – это благопристойное безделье. |
| |
| | Скрытность – прибежище слабых. |
| |
| | Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках. |
| |
| | Деньги
- хорошие слуги, но плохие хозяева. |
| |
| | Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу. |
| |
| | Шутка никому ещё не помогла приобрести расположение врага, но многим помогла потерять друга. |
| |
| | Жены – любовницы молодых мужчин, спутники зрелых и няньки стариков. |
| |
| | Если проявлять слишком большие старания в манерах, то они потеряют свое изящество, которое должно быть естественным и непринужденным. |
| |
| | Природа подчиняется лишь тому, кто говорит на ее языке. |
| |
| | Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты
- чтобы делать добро и этим снискать честь. |
| |
| | Человек и вправду схож с обезьяной: чем выше залезет, тем заметнее голая задница. |
| |
| | Для яркого света необходимо наличие темноты. |
| |
| | Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы. |
| |
| | Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. |
| |
| | Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. |
| |
| | Безногий, ковыляющий по верной дороге, обгоняет всадника, скачущего не туда. |
| |
| | Умение легко перейти от шутки к серьёзному и от серьёзного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без её помощи. |
| |
| | Осторожность в словах выше красноречия. |
| |
| | Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть. |
| |
| | Женитьба - умная вещь для дурака и глупая для умного. |
| |
| | Одни книги нужно попробовать на вкус, другие
- проглотить, и лишь немногие - разжевать и переварить. |
| |
| | В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; |
| |
| | Умный человек создаёт больше возможностей, чем находит. |
| |
| | Похвалы – это отраженные лучи добродетели. |
| |
| | В темноте все цвета одинаковы. |
| |
| | Афоризмы служат отнюдь не только для развлечения или украшения речи, они, безусловно, важны и полезны в деловой жизни и в гражданской практике. |
| |
| | Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами. |
| |
| | Молчание – добродетель дураков. |
| |
| | Все добродетели освобождают нас от господства пороков, одна только храбрость освобождает от господства судьбы. |
| |
| | Кто быстро ошибается, быстро исправляет ошибку. |
| |
| | В любви быть мудрым невозможно. |
| |
| | Краска стыда – ливрея добродетели. |
| |
| | Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим. |
| |
| | Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной. |
| |
| | Сначала восходят к аксиомам, а затем спускаются к практике. |
| |
| | Скупец не владеет своими богатствами, скорее можно сказать, что его богатства им владеют. |
| |
| | Само бытие без нравственного бытия есть проклятие. И чем значительнее это бытие, тем значительнее это проклятие. |
| |
| | Наука есть не что иное, как отображение действительности. |
| |
| | Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими. |
| |
| | Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет
- напасти. |
| |
| | Выбрать время – значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну. |
| |
| | Заметьте... как мало действует приближение смерти на сильных духом, ибо каждый из них до конца остаётся самим собой. |
| |
| | Геройство
- понятие искусственное, ведь смелость относительна. |
| |
| | Если, по мнению Аристотеля, те, кто знают основания и причины, более мудры, чем обладающие опытом, то я утверждаю мудрость такого человека, который из опыта... знает и основание, и причину. |
| |
| | Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. |
| |
| | Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать её бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нём порядок. |
| |
| | Человек, поглощенный мыслью о мщении, не даёт зарасти своим ранам, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. |
| |
| | Смелость, дочь невежества и глупости, в самом деле стоит ниже действительных дарований, но она увлекает, подчиняет, обвораживает, так сказать, недалеких и слабых людей, составляющих большинство; иногда она подчиняет даже благоразумных людей в минуты слабости и нерешительности. |
| |
| | Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие. |
| |
| | Отнять у людей пустые предрассудки, ложные мнения, обольстительные призраки и все химерические надежды, питающие их, быть может, значило бы предоставить их скуке, отвращению, тоске и отчаянию. |
| |
| | Избегать суеверий – суеверие. |
| |
| | Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями. |
| |
| | Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. |
| |
| | Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем нибудь их не превосходили. |
| |
| | Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. |
| |
| | Нет ничего сладостнее, чем ясно видеть чужие заблуждения. |
| |
| | Цена истины, как бы она дорога ни была, может быть сравнима разве с ценой жемчужины, освещенной дневным светом, а не с ценою бриллианта или карбункула, сильнее играющих при свечах. |
| |
| | Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом для собственного тщеславия. |
| |
| | Молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными проектами, чем заниматься определенным делом. |
| |
| | Наиболее же частой внешней причиной счастья одного человека является глупость другого, ибо нет другого такого способа внезапно преуспеть, как воспользовавшись ошибками других людей. |
| |
| | Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать. |
| |
| | Всякий, кто любит одиночество, либо
- дикий зверь, либо - Господь Бог. |
| |
| | Пока длится невежество, человек не находит против зла средств. |
| |
| | Истина есть дочь времени, а не авторитета. |
| |
| | НЕДОВЕРИЕ - это жилы мудрости. |
| |
| | Вводи улучшения без похвальбы и без поношений предшественников, но возьми себе за правило не только следовать достойным примерам, а и самому создавать их. |
| |
| | Удача делает глупцом того, кому она отдает свою благосклонность. |
| |
| | Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. |
| |
| | Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот – позор для своего времени. |
| |
| | Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями. |
| |
| | Возрасту вызов не бросишь. |
| |
| | Больше всех мы льстим самим себе. |
| |
| | В истории черпаем мы мудрость; в поэзии – остроумие; в математике – проницательность; в естественных науках – глубину; в нравственной философии – серьезность; в логике и риторике – умение спорить. |
| |
| | Богатство не назовешь иначе, чем образом добродетели, ибо оно и необходимо ей и тягостно. |
| |
| | Человечество было бы убогим без божества, которое живет внутри нас. |
| |
| | Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие драгоценный груз от поколения к поколению. |
| |
| | Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки. |
| |
| | Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями. |
| |
| | В истинной красоте всегда есть изъян. |
| |
| | Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. |
| |
| | Возможность украсть рождает вора. |
| |
| | Чувство слабо и заблуждается... |
| |
| | Длинные речи продвигают дела настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе. |
| |
| | Кому выпадет счастье опередить других в каком-нибудь изобретении или привилегии, может иной раз нажить несметные богатства, как это было с первым, кто стал добывать сахар на Канарских островах. |
| |
| | Тот, кто проявляет милость к врагу, отказывает в ней себе. |
| |
| | Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. |
| |
| | Честолюбие подобно желчи, которая способствует в людях живости, проворству и рвению в делах, если не преграждать ей выхода. В противном случае она перегорает, обращаясь в губительный яд. |
| |
Возможно вам также будет интересно:: |
|
|
|
|