РЕНЕ ДЕКАРТ - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ
|
|
Рене Декарт - французский математик, философ, физиолог и механик, основатель современной алгебраической символики и аналитической геометрии. Декарт также является создателем метода радикального сомнения в философии и механицизма в физике. Декарт происходил из старинного дворянского, но растратившего свое богатство рода. Начальное образование Рене получал в иезуитском коллеже Ла Флеш. После его окончания некоторое время изучал право в университете Пуатье, затем перебрался в Париж, где занимался математическими исследованиями. В 1617 году поступил на военную службу в Голландии, стал участником нескольких войн. После отставки он вернулся в Францию, где оказалось что слухи о его свободомыслии дошли до иезуитов и они обвинили его в ереси. Тогда Декарт переехал в Голландию, где многие годы уединенно занимался научными исследованиями. В 1634 году он заканчивает написание первой книги под названием "Мир", но момент для печати оказался неудачным, поскольку подобные издания яростно преследовались инквизицией и Декарт решил не публиковать свой труд при жизни. В 1635 году у него родилась незаконная дочь от служанки - Франсина. Она прожила всего 5 лет и умерла от скарлатины. Эта трагедия стала для Декарта главным горем его жизни. Многолетняя травля философа за вольнодумство подтолкнула его принять приглашение шведской королевы и он перебрался в Стокгольм. Практически сразу после переезда у Декарта развилась пневмония (предположительно) и он скончался. |
|
|
Интеллект - это страсть. |
|
|
|
|
Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. |
|
|
|
|
Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью. |
|
|
|
|
Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. |
|
|
|
|
Я мыслю, значит, я существую. |
|
|
|
|
Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений. |
|
|
|
|
Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают вам только лучшие свои мысли. |
|
|
|
|
Скажу тут лишь в общем: всё то, что обычно выдвигается атеистами для опровержения бытия Бога, всегда связано с тем, что либо Богу приписываются человеческие аффекты, либо нашим умственным способностям дерзко присваивается великая сила и мудрость, якобы позволяющая нам определять и постигать, на какие действия способен и что именно должен делать Бог. Таким образом, едва лишь мы вспомним, что наши умственные способности надо считать конечными, Бога же - непостижимым и бесконечным, все эти возражения теряют для нас всякую силу. |
|
|
|
|
Я вовсе не принадлежу к тем людям, кои стремятся, чтобы их мнения считались новыми; напротив, я приноравливаю свои мысли к чужим настолько, насколько мне это дозволяет истина. |
|
|
|
|
Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода. |
|
|
|
|
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. |
|
|
|
|
Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями. |
|
|
|
|
Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. |
|
|
|
|
Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. |
|
|
|
|
Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия... слово "философия" обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. |
|
|
|
|
Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания. |
|
|
|
|
Чем страстней воспламеняется любовь, тем беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении. |
|
|
|
|
Уединение нужно искать в больших городах. |
|
|
|
|
Уважение других дает повод к уважению самого себя. |
|
|
|
|
У одного человека зачастую больше шансов сделать открытие, нежели у нескольких, занимающихся одной проблемой. |
|
|
|
|
Третьим моим правилом было всегда
стремиться побеждать скорее себя, чем
судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно невозможное. |
|
|
|
|
Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений. |
|
|
|
|
Великие люди считают, что нет большего зла, чем трусость тех, кто не может переносить беду с твердостью, и хотя они ненавидят пороки, но не ненавидят тех, кто подвержен этим порокам, а питают к ним только жалость. |
|
|
|
|
Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий... |
|
|
|
|
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. |
|
|
|
|
Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг. |
|
|
|
|
Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды или желания... |
|
|
|
|
И мы не заблуждаемся, доколе просто утверждаем, что это так кажется. |
|
|
|
|
У кого есть... сознание и чувство собственного достоинства... Они... не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее... Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека. |
|
|
|
|
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. |
|
|
|
|
Те, кто полагается на свой естественный разум, будут правильнее судить, чем те, кто верит только древним книгам. |
|
|
|
|
Здравый смысл кажется единственной вещью, которая во всём мире распределена равномерно - никто не хочет его больше, чем у него есть. |
|
|
|
|
Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми обычно пользуются геометры, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне повод представить себе, что и все вещи, которые могут стать предметом знания людей, находятся между собой в такой же последовательности. |
|
|
|
|
Ничто из ничего не получается. |
|
|
|
|
Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность, чьего бы то ни было презрения. |
|
|
|
|
Стыд... есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием. |
|
|
|
|
Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется. Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется. |
|
|
|
|
Я взял себе за правило стараться одолевать не столько судьбу, сколько самого себя, и изменять не столько мировой порядок, сколько свои собственные устремления. |
|
|
|
|
Вся моя физика есть лишь геометрия. |
|
|
|
|
То, чему учили древние так незначительно и по большей части так маловероятно, что я не надеюсь приблизиться к истине иначе, как удаляясь от путей, которым они следовали. |
|
|
|
|
Своеволен тот, у кого сильные желания и слабая воля. |
|
|
|
|
Порядок освобождает мысль. |
|
|
|
|
По мере того как память обременяется множеством фактов, гений и его творческие способности слабеют и гаснут. |
|
|
|
|
Надменность - всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя. |
|
|
|
|
Уважение других дает повод к уважению самого себя. |
|
|
|
|
Сомневайся во всём. |
|
|
|
|
Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ. |
|
|
|
|
Ничто не кажется мне нелепее смелых споров на ветер о тайнах природы, о сиянии светил, о сокровенных вещах будущего, без того, чтобы хоть раз исследовать то, может ли человеческий дух идти так далеко. |
|
|
|
|
Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей - слабость тех, от кого они слышат жалобы. |
|
|
|
|
Отчаяние - это страх без надежды. |
|
|
|
|
Нет ничего столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. |
|
|
|
|
Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других. |
|
|
|
|
Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. |
|
|
|
|
В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит. |
|
|
|
|
Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. |
|
|
|
|
Спокойно спиться тому, кто лучше вооружен. |
|
|
|
|
Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать. |
|
|
|
|
Негодуют обыкновенно на тех, кто делает добро или причиняет зло лицам, этого не заслуживающим; завидуют же тем, кто в подобных случаях получает какое-нибудь благо. |
|
|
|
|
Я родился с таким умом, что главное удовольствие при научных занятиях для меня заключалось не в том, что я выслушивал чужие мнения, а в том, что я всегда стремился создать свои собственные. |
|
|
|
|
Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя. |
|
|
|
|
Не желай ничего, чего ты не можешь достигнуть сам; твое высшее достояние есть свобода, она не может тебя сделать красивым, богатым, уважаемым, сильным и счастливым в глазах всего мира, а может только сделать свободным; она делает тебя не господином вещей, а господином тебя самого. |
|
|
|
|
Не должно сомневаться в том, что кажется истинным... однако не должно полагать это за непреложное, чтобы не опровергать составленных нами о чем либо мнений там, где этого требует от нас разумная очевидность. |
|
|
|
|
Надменность и великодушие заключается только в высоком мнении о себе... Они отличаются друг от друга только тем, что это мнение у надменного человека ни на чем не основано, в то время как у великодушного - вполне справедливо. |
|
|
|
|
Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело. |
|
|
|
|
Все науки настолько связанны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну в отдельности от всех прочих. |
|
|
|
|
Для измерения длительности любой вещи мы сопоставляем данную длительность с длительностью максимально интенсивных и равномерных движений вещей, из которой складываются годы и дни; вот эту-то длительность мы и именуем временем. А посему такое понимание не добавляет к длительности, взятой в общем ее смысле, ничего, кроме модуса мышления. |
|
|
|
|
Можно всюду сохранять свою независимость: не место, где живешь, а жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. |
|
|
|
|
Интуиция - это ум воображения. |
|
|
|
|
Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют. |
|
|
|
|
Если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и когда зависть пробуждается в нас только потому, что, любя справедливость, мы сердимся, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить. |
|
|
|
|
Дайте мне материю и движение, и я создам мир. |
|
|
|
|
Большинство книг таково, что, прочитав несколько строк и просмотрев несколько фигур, уже знаешь о них все; так что остальное помещено в этих книгах лишь для того, чтобы заполнить бумагу. |
|
|
|
|
Благоговение – это склонность души не только уважать предмет почитания, но также желание подчиниться ему с известным трепетом, снискать его благосклонность. |
|
|
Возможно вам также будет интересно:: |
|
|
|
|