АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ
|
|
Александр Иванович Герцен - русский писатель, философ, публицист, педагог, один из самых известных критиков официальной политики и идеологии Российской империи в XIX веке, приверженец революционных буржуазно-демократический движений. Еще в университетские годы Герцен принимал активное участие в так называемой "маловской истории" (протест студентов против не угодившего им преподавателя), за что получил относительно не суровое наказание - коротким заключением, вместе со своими соратниками, в карцере. В 1834 году Герцена и его ближайший круг друзей арестовали. Молодого писателя сослали в Пермь, а оттуда в Вятку, где он и был поставлен на службу в канцелярии губернатора. После ссылки Герцен со своим приятелем Огаревым сблизился со Станкевичем и его окружением, в результате чего образовался лагерь "западников", а противостоял им лагерь славянофилов во главе с Хомяковым и Киреевским. Оба лагеря вели ожесточенные споры между собой, но объединяла их любовь к русскому народу и складу ума. После смерти отца, в 1847 году Герцен навсегда уехал за границу. Проживая в Лондоне он основал Вольную русскую типографию, где печатались запрещенные на родине издания, а с 1857 года издавалась еженедельная газета "Колокол". Александр Герцен умер в 1870 году, в Париже от воспаления легких и похоронен в Ницце. |
|
|
Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая. |
|
|
|
|
Все религии основывают нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве. |
|
|
|
|
Человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя. |
|
|
|
|
Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины. |
|
|
|
|
Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий
- это понимание врагов, потому что понимание
- разом прощение, оправдание, примирение. |
|
|
|
|
Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. |
|
|
|
|
С той минуты, как попы, лавочники догадались, что потешные роты работников и учеников - дело очень серьезное, гибель New Lanark'a была неминуема. И вот отчего падение небольшой шотландской деревушки, с фабрикой и школой, имеет значение исторического несчастья. Развалины оуэнского New Lanark'a наводят на нашу душу не меньше грустных дум, как некогда другие развалины наводили на душу Мария; с той разницей, что римский изгнанник сидел на гробе старца и думал о суете суетствий; а мы то же думаем, сидя у свежей могилы младенца, много обещавшего и убитого дурным уходом и страхом - что он потребует наследства! |
|
|
|
|
Чем развитее народ, тем развитее его религия, но с тем вместе, чем религия дальше от фетишизма, тем она глубже и тоньше проникает в душу людей. Грубый католицизм и позолоченный византизм не так суживают ум, как тощий протестантизм; а религия без откровения, без церкви и с притязанием на логику почти неискоренима из головы поверхностных умов, равно не имеющих ни довольно сердца, чтоб верить, ни довольно мозга, чтоб рассуждать. |
|
|
|
|
С той минуты, когда младенец, улыбаясь, открывает глаза у груди своей матери, до тех пор, пока, примирившись с совестью и богом, он так же спокойно закрывает глаза, уверенный, что, пока он соснет, его перевезут в обитель, где нет ни плача, ни воздыхания, — все так улажено, чтоб он не развил ни одного простого понятия, не натолкнулся бы ни на одну простую, ясную мысль. Он с молоком матери сосет дурман; никакое чувство не остается не искаженным, не сбитым с естественного пути. Школьное воспитание продолжает то, что сделано дома, оно обобщает оптический обман, книжно упрочивает его, теоретически узаконивает традиционный хлам и приучает детей к тому, чтоб — они знали, не понимая, и принимали бы названия за определения.
Сбитый в понятиях, запутанный словами, человек теряет чутье истины, вкус природы. Какую же надобно иметь силу мышления, чтоб заподозрить этот нравственный чад и уже с кружением головы броситься из него на чистый воздух, которым вдобавок стращают все вокруг! |
|
|
|
|
Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или из безумного воодушевления принести её в жертву. |
|
|
|
|
У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. |
|
|
|
|
Я все время холеры пил самые крепкие бургонские вина, ел много говядины с перцем и солями, не давал никак себе долго голодать - и не ел за раз много и был совершенно здоров. |
|
|
|
|
... или дай бог, чтоб русские взяли Париж, - пора окончить эту тупую Европу, пора в ней же расчистить место новому миру. |
|
|
|
|
Ничто в мире не портит так человека, как жизнь в провинции. |
|
|
|
|
Холодный мечтатель неисправим: он останется на веки веков ребенком. |
|
|
|
|
Хороший работник без работы не останется. |
|
|
|
|
Все мы беспощадны и всего беспощаднее, когда мы правы. |
|
|
|
|
Нельзя дать внешней свободы больше, чем ее есть внутри. |
|
|
|
|
Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности. |
|
|
|
|
За будущность науки нечего бояться. Но жаль поколение, которое, имея, если не совершенное освещение дня, то, наверное, утреннюю зарю, - страдает во тьме или тешится пустяками от того, что стоит спиной к востоку. За что изъяты стремящиеся от блага обоих миров: прошедшего, умершего, вызываемого ими иногда, но являющегося в саване, и настоящего, для них не родившегося? |
|
|
|
|
Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий. |
|
|
|
|
Русские говорят громко там, где другие говорят тихо, и совсем не говорят там, где другие говорят громко. |
|
|
|
|
Сплетни - отдых разговора, его десерт, его соя, одни идеалисты и абстрактные люди не любят сплетней. |
|
|
|
|
С летами странно развивается потребность одиночества и, главное, тишины. |
|
|
|
|
Самые жестокие, неумолимые из всех людей, склонные к ненависти, преследованию, - это ультрарелигиозники. |
|
|
|
|
Религия - это главная узда для масс, великое запугивание простаков, это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам. |
|
|
|
|
Я ничего не сделал, ибо всегда хотел сделать больше обыкновенного. |
|
|
|
|
Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. |
|
|
|
|
... любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, — логика чувств и страстей коротка. |
|
|
|
|
Мы слишком привыкли к тому, что мы делаем и что делают другие вокруг нас, нас это не поражает; привычка - великое дело, это самая толстая цепь на людских ногах; она сильнее убеждений, таланта, характера, страстей, ума. |
|
|
|
|
Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. |
|
|
|
|
Бесполезная жизнь - это ранняя смерть. |
|
|
|
|
Личные отношения много вредят прямоте мнений. |
|
|
|
|
У нас рабство или молчит, берет взятки и плохо знает грамоту, или, пренебрегая прозой, берёт аккорды на верноподданнической лире. |
|
|
|
|
Нет народа, который глубже и полнее усваивал бы в себе мысль других народов, оставаясь самим собою. |
|
|
|
|
То делается нашим, что выстрадано, выработано; что даром свалилось, тому мы цены не знаем. |
|
|
|
|
Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна. |
|
|
|
|
Мы вовсе не врачи - мы боль. |
|
|
|
|
Я нисколько не боюсь слова "постепенность", опошленного шаткостью неверным шагом разных реформирующих властей. Постепенность так, как непрерывность, неотъемлема всякому процессу разуменья. |
|
|
|
|
... современная мораль не имеет никакого влияния на наши действия; это милый обман, нравственная благопристойность, одежда - не более. У каждого человека за его официальной моралью есть свой спрятанный esprit de conduite; официально он будет плакать о том, что бедный беден, официально он благородным львом вступится за честь женщины - privatim он берёт страшные проценты, privatim он считает себя в праве обесчестить женщину, если условился с нею в цене. Постоянная ложь, постоянное двоедушие сделали то, что меньше диких порывов и вдвое больше плутовства, что редко человек скажет другому оскорбительное слово в глаза и почти всегда очернит его за глаза... |
|
|
|
|
Жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. |
|
|
|
|
Мы лжём на словах, лжём движениями, лжём из учтивости, лжём из добродетели, лжём из порочности; лганье это, конечно, много способствует к растлению, к нравственному бессилию, в котором родятся и умирают целые поколения, в каком-то чаду и тумане проходящие по земле. Между тем и это лганье сделалось совершенно естественным, даже моральным: мы узнаем человека благовоспитанного по тому, что никогда не добьёшься от него, чтоб он откровенно сказал своё мнение. |
|
|
|
|
Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же. |
|
|
|
|
Сознаётся в вине только сильный. Скромен только сильный, прощает только сильный... да и смеётся сильный, часто его смех - слёзы. |
|
|
|
|
Вся нравственность свелась на то, что неимущий должен всеми средствами приобретать, а имущий хранить и увеличивать свою собственность... Человек... сделался принадлежностью собственности; жизнь свелась на постоянную борьбу из-за денег. |
|
|
|
|
Только труд даёт душевное здоровье - упорный, бодрый труд. |
|
|
|
|
Я равно не желаю ни завтра умереть, ни очень долго жить; пускай себе конец придет так же случайно и бессмысленно, как начало. |
|
|
|
|
Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при каждом шаге вперед. |
|
|
|
|
Женщину безвозвратнее точит и губит всепожирающий Молох любви... Она больше сосредоточена в одном половом отношении, больше заключена в любовь. Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него. |
|
|
|
|
Если б вперед говорили условия, мало нашлось бы дураков, которые решились бы жить. |
|
|
|
|
Мучительная любовь не есть истинная. |
|
|
Возможно вам также будет интересно:: |
|
|
|
|