ЖАН-ЖАК РУССО - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ
|
|
Жан-Жак Руссо - французский философ, мыслитель эпохи просвещения, писатель, ботаник и композитор. Ярчайший представитель сентиментализма. Считается что Руссо стал предтечей Великой французской революции. Франко-швейцарец по происхождению Жан-Жак был уроженцем протестантской Женевы. В возрасте 16 лет он покинул Женеву и принял католицизм в Туринском монастыре. После чего он работал лакеем, затем домашним наставником и домашним секретарем. Первый его роман - "Новая Элоиза" был напечатан в 1761 году, спустя год вышел в свет второй роман "Эмиль", а через несколько недель третий - "Общественный договор". Однако Парижский парламент приговорил "Эмиля" к сожжению рукой палача, за неприличия и религиозное вольнодумие. Руссо пустился в бега. Он нашел приют в княжестве Невшательском, которое находилось во владении прусского короля. В те годы начала проявляться его психическая неуравновешенность, мирные сельчане стали презрительно относиться к нему и Руссо пришлось покинуть тихое местечко. Он перебрался на небольшой островок на Бильском озере, но власти приказали ему оттуда выехать. Тогда он принял приглашение Юма и переехал к нему в Англию. Там его психическое здоровье еще больше пошатнулось, что привело к ссоре с Юмой. Суд общественного мнения хотел даже поместить Руссо в сумасшедший дом. В 1770 году он вновь поселился в Париже, где не смотря на приговор его ни кто не трогал. Жан-Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года, его смерть стала загадкой и обросла слухами. |
|
|
Самым счастливым бывает тот, кто наименее терпит горя; самым несчастным - тот, кто меньше всего испытывает удовольствий. |
|
|
|
|
Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало. |
|
|
|
|
Печаль, тоска, сожаления, отчаяние - это невзгоды преходящие, не укореняющиеся в душе; и опыт нас учит, как обманчиво горькое чувство, под влиянием которого мы думаем, что наши беды вечны. |
|
|
|
|
Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, - постарайтесь хотя бы, чтобы вас не могли переварить. |
|
|
|
|
Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание. |
|
|
|
|
Чем кто осторожнее в своих обещаниях, тем он точнее в их исполнении. |
|
|
|
|
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. |
|
|
|
|
Человек рождён свободным, и всё же, все вокруг в цепях. |
|
|
|
|
В строгом понимании, настоящая демократия не существовала, и никогда не будет существовать. Tакого не бывает, чтобы большинство управляло меньшинством. |
|
|
|
|
Я ошибся, произнеся словосочетание "Христианская Республика"; эти два слова - противоречия. Христианство проповедует только порабощение и зависимость. Eго дух предпочитает тиранию и всегда имеет от этого выгоду. Настоящие христиане созданы быть рабами, и они зная это, совершенно не против; эта короткая жизнь ничего не значит в их глазах. |
|
|
|
|
Человечность, точно поток чистой и благородной воды, оплодотворяет низины; он держится на известном уровне, оставляя сухими бесплодные скалы, вредящие полям своей тенью или грозными обвалами. |
|
|
|
|
Человек учится говорить 2 года, затем учится всю жизнь молчать. |
|
|
|
|
Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен... |
|
|
|
|
Час работы научит больше, чем день объяснения. |
|
|
|
|
Как на одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печеньям, фруктам и т. п. |
|
|
|
|
Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все - дурны, когда мы им подчиняемся. |
|
|
|
|
Человек очень силен, когда довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться выше человечества. |
|
|
|
|
Тот лжет, кто утверждает, что не боится смерти. Всякий человек страшится умереть; это великий закон чувствующих существ, без которого все смертные существа вскоре подверглись бы уничтожению. |
|
|
|
|
Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума. |
|
|
|
|
Страдание - первое, чему надо учиться и что впоследствии больше всего понадобится. |
|
|
|
|
Совершение добрых дел льстит самолюбию, создавая ощущение превосходства. |
|
|
|
|
Время - движущий образ неподвижной вечности. |
|
|
|
|
Всякая злость происходит от бессилия. |
|
|
|
|
Наши истинные учителя - опыт и чувство. |
|
|
|
|
Молодость - это время для усвоения мудрости... |
|
|
|
|
Поистине, нас привлекает к женщинам не столько разврат, сколько удовольствие жить подле них. |
|
|
|
|
Жить - это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь... |
|
|
|
|
Оскорбление - доводы неправых. |
|
|
|
|
Ни к чему спрашивать, каков источник естественного неравенства, потому что ответ содержится уже в простом определении смысла этих слов. |
|
|
|
|
Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые. |
|
|
|
|
Разум указывает нам цель, а страсти уводят от неё. |
|
|
|
|
Ни что очень, очень хорошее и очень, очень плохое не продолжается очень, очень долго. |
|
|
|
|
Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству. |
|
|
|
|
Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. |
|
|
|
|
Роскошь развращает всех: и богача, который ею пользуется, и бедняка, который алчет ее. |
|
|
|
|
Природа никогда не обманывает нас; это мы сами обманываемся. |
|
|
|
|
Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу. |
|
|
|
|
Любить глубоко - это значит забыть о себе. |
|
|
|
|
В убогом теле хиреет разум. |
|
|
|
|
Знать хорошее важнее, чем знать многое. |
|
|
|
|
Свобода не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь. |
|
|
|
|
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами. |
|
|
|
|
Из всех способов обогащения торговля наиболее совместима со свободой. |
|
|
|
|
Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней. |
|
|
|
|
Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими. |
|
|
|
|
Законодательная власть - сердце, власть исполнительная - его мозг. |
|
|
|
|
Ни одна из моих преобладающих склонностей не обращена на то, что можно купить. Мне нужны только чистые наслаждения, а деньги отравляют всё. |
|
|
|
|
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. |
|
|
|
|
Честность ещё дороже порядочным людям, чем учёность людям образованным. |
|
|
|
|
Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными. Однако есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа. |
|
|
|
|
Когда мужчина берет жену ниже себя по званию, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает её и сам не возвышается. |
|
|
|
|
Терпение горько, но плод его сладок. |
|
|
|
|
Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное. |
|
|
|
|
Одна только мелодия - источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство. |
|
|
|
|
Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой. |
|
|
|
|
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. |
|
|
|
|
Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти. |
|
|
|
|
Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе. |
|
|
|
|
Вам не удастся создать мудрецов, если вы будете в детях убивать шалунов. |
|
|
|
|
Царство женщины - это царство нежности, тонкости и терпимости... |
|
|
|
|
Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении. |
|
|
|
|
Невинность и тайна никогда не живут вместе долгое время. |
|
|
|
|
Ты ищешь причину зла. Она только в тебе. |
|
|
|
|
Искусство усиливать наслаждение заключается в умении быть скупым на него. |
|
|
|
|
Только в отношении людей со средним достатком законы действуют со всей своей силой; они в равной мере бессильны и против сокровищ богача и против нищеты бедняка; первый их обходит, второй от них ускользает; один рвёт паутину, а другой сквозь неё проходит. |
|
|
|
|
Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был бы лишним. |
|
|
|
|
Похвала развращает тех, кому она нравится. |
|
|
|
|
Недостаточно половины жизни, чтобы написать хорошую книгу, а другой, чтобы исправить ее. |
|
|
|
|
Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием. |
|
|
|
|
Мы причиняем себе больше мучений, лечась от наших болезней, чем перенося их. |
|
|
|
|
Люди всегда будут такими, какими делают их женщины; поэтому, если вы хотите, чтобы были великие и добродетельные люди, внушите женщинам, что такое величие и добродетель. |
|
|
|
|
Иногда удар не попадает в цель, но намеренье не может промахнуться. |
|
|
|
|
Жена угольщика почетней любовницы государя. |
|
|
|
|
Покупать у врага мир - значит снабжать его средствами для новой войны. |
|
|
|
|
Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления. |
|
|
|
|
Чтобы написать замечательное любовное письмо, ты должен начать писать, не зная, что хочешь сказать, и закончить, не зная, что ты написал. |
|
|
|
|
Я чувствую себя обязанным не причинять вреда другим родственным мне существам. И это в меньшей степени потому, что они неразумны, но потому, что они чувствующие существа. |
|
|
|
|
Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. |
|
|
|
|
Жалкое заблуждение - воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно направляться другое! |
|
|
|
|
Где нет хозяина, там все бывают хозяевами; где всё господина, там все бывают рабами. |
|
|
|
|
Закон необходимости с ранней поры научает человека делать то, что ему не нравится, дабы предупредить зло, которое еще больше не пришлось бы ему по вкусу. |
|
|
|
|
Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека. |
|
|
|
|
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись... |
|
|
|
|
Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье твое в твоих руках. |
|
|
|
|
Всякий организм начинает умирать с момента рождения и в самом себе носит причины своего предстоящего разрушения. |
|
|
|
|
Всякий неработающий человек - негодяй. |
|
|
|
|
Все, что является нравственным злом, является злом и в политике. |
|
|
|
|
Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными. |
|
|
|
|
Иной сходит в могилу ста лет, а умер едва родившись. |
|
|
|
|
Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать. |
|
|
|
|
Прекрасна клятва солдат Фабия: они клялись не умереть или победить; они поклялись вернуться победителями и сдержали клятву. |
|
|
|
|
Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается один и тот же. В десять лет он под обаянием сластей, в двадцать - возлюбленной, в тридцать - удовольствий, в сорок - честолюбия, в пятьдесят - скупости. |
|
|
|
|
Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным. |
|
|
|
|
Всякая власть - от Бога, я это признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача? |
|
|
|
|
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак. |
|
|
|
|
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. |
|
|
|
|
Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него - а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. |
|
|
|
|
Язык ума будет услышан, если он проходит через сердце. |
|
|
|
|
Не будем перемещать возрастов, как и времена года: должно быть самим собой во все времена и не бороться против природы, ибо тщетные усилия растрачивают жизнь и мешают ею пользоваться. |
|
|
|
|
Большая часть болезней наших - это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою. |
|
|
|
|
Если бы мы могли обойтись без денег и вместе с тем иметь все те выгоды, которые они дают, мы гораздо лучше использовали бы такие преимущества, чем обладая богатствами; потому что мы отделили бы эти выгоды от пороков, которые их отравляют и которые деньги приносят с собою. |
|
|
|
|
Два противоположных состояния ввергают людей в оцепенение безделья: одно из них - то душевное спокойствие, в силу которого мы довольствуемся тем, чем обладаем; второе - это ненасытное вожделение, дающее чувствовать невозможность его удовлетворения. Тот, кто живет, не имея желаний, и тот, кто знает, что не может получить того, что желает, равным образом пребывают в бездействии. Чтобы действовать, нужно и стремиться к чему-либо и быть в состоянии этого достигнуть. |
|
|
|
|
Тщеславие человека бывает источником величайших его бедствий. |
|
|
|
|
Без движения жизнь только летаргический сон. |
|
|
|
|
Не говори, сколько прожил, - скажи, для чего жил. |
|
|
|
|
Дайте детству созреть в детях. |
|
|
|
|
Кто не умеет переносить страдания, тот обречен на многие страдания. |
|
|
|
|
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. |
|
|
|
|
Чрезмерное ликование и отчаянное горевание одинаково недостойны мыслящего человека. |
|
|
|
|
Первые слезы детей - их просьбы; если не остеречься, они вскоре становятся приказаниями, они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить. |
|
|
|
|
Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием. |
|
|
|
|
Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены. |
|
|
|
|
Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это моё!" и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберёг бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: "Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли - для всех, а сама она - ничья!" |
|
|
|
|
Вся нравственность человека заключается в его намерениях. |
|
|
|
|
Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают её для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу. |
|
|
|
|
Нет такой низкой души и такого варварского сердца, которые были бы совершенно не способны к какой-либо привязанности. |
|
|
|
|
Первая награда справедливости - это сознание, что справедливо поступили. |
|
|
|
|
Скрытая неверность, не существующая для того, кого она может оскорбить, не существует и для собственной совести. |
|
|
|
|
Мужчина говорит то, что знает, женщина - что нравиться, первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая - во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая - приятные. |
|
|
|
|
Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимете всю прелесть жизни. |
|
|
|
|
Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались. |
|
|
|
|
Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных людей, государству - граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому. |
|
|
|
|
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! |
|
|
|
|
Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин. |
|
|
|
|
Уединение пробуждает любовь к людям, неназойливый интерес к ним |
|
|
|
|
Благодарность - долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать. |
|
|
|
|
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. |
|
|
|
|
Животные - часть естественного закона, они имеют свои права, потому что они разумны. |
|
|
|
|
Я чувствую себя обязанным не причинять вреда другим родственным мне существам. И это в меньшей степени потому, что они неразумны, но потому, что они чувствующие существа. |
|
|
|
|
Порывы чувствительных сердец кажутся химерами всякому, кто их не испытывал; и любовь к отечеству, во сто крат более пылкая и более сладостная, чем любовь к возлюбленной, познается только тогда, когда её испытаешь. |
|
|
|
|
Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости. |
|
|
|
|
Первое и важнейшее качество женщины - кроткость. |
|
|
|
|
Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины. Развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей качествами, - значит действовать явно ей во вред. |
|
|
|
|
Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу. |
|
|
|
|
Тот, кто поносит порядочного человека, поносит этим самого себя. |
|
|
|
|
Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге. |
|
|
|
|
От природы люди вовсе не враги друг другу. |
|
|
|
|
Вероятность того, что при власти будут люди, которые не любят власть, такая же, как назначение мягкосердечного человека надзирателем рабов на плантации. |
|
|
|
|
Счастье - это хороший счёт в банке, хороший повар и хорошее пищеварение. |
|
|
|
|
Книги только учат людей говорить о том, чего они не понимают. |
|
|
|
|
Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы, божеский и человеческий, вместе едва способны остановить беспорядок. А случалось ли вам когда-либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье. |
|
|
|
|
Лишь великие события создают великих людей. |
|
|
|
|
Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников. |
|
|
|
|
Против всего можно устоять, но только не против доброты. |
|
|
|
|
Никто не любит знаться с мошенниками, если он сам не мошенник. |
|
|
|
|
Самый дурной человек - тот, который больше всего замыкается в себе, направляет все сердечные помыслы на самого себя. |
|
|
|
|
Опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение. |
|
|
|
|
Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но правление столь совершенное не подходит людям. |
|
|
|
|
Сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода. |
|
|
|
|
Естественное состояние - это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении. |
|
|
|
|
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. |
|
|
|
|
Пока умножаются жизненные удобства, совершенствуются искусства и распространяется роскошь, истинное мужество хиреет, воинские доблести исчезают; и все это тоже дело наук и всех этих искусств, что развиваются в тени кабинетов. |
|
|
|
|
Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему. |
|
|
|
|
Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства. |
|
|
|
|
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у их это умение нашим. Дайте детству созреть в детях. |
|
|
|
|
Люди злы, но человек добр. |
|
|
|
|
Человеку легче избежать искушений, чем побороть их. |
|
|
|
|
У духа есть свои потребности, как и у тела. |
|
|
|
|
Я проклинаю тот день, когда взялся за перо. До этого у меня были одни друзья, а теперь сплошь враги. |
|
|
|
|
Свободные народы, помните правило: "Можно завоевать свободу, но нельзя обрести её вновь". |
|
|
|
|
Чтобы жить в добродетели, мы всегда должны вести борьбу сами с собой. |
|
|
|
|
Суеверие - один из ужаснейших бичей рода человеческого. |
|
|
|
|
Мне известны только три орудия, при помощи которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения и привлекательность наслаждения. |
|
|
|
|
Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера. |
|
|
|
|
Распущенность нравов - неизбежное следствие роскоши - в свою очередь ведет к испорченности вкуса. Если же случайно среди людей, выдающихся по своим дарованиям, найдется один, у которого достанет твердости в душе, чтобы не примениться к духу своего века и не унизить себя жалкими творениями, - то горе ему! Он умрет в нужде и забвении. |
|
|
|
|
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла. |
|
|
|
|
Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам. |
|
|
|
|
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает. |
|
|
|
|
Повсюду, где царствуют деньги, те деньги, которые народ отдает, чтобы поддерживать свою свободу, всегда служат только орудием его же порабощения; и то, что платит он сегодня по доброй воле, используется для того, чтобы заставить его платить завтра по принуждению.
Всякого рода привилегии выгодны для частных лиц, которые их получают, и ложатся бременем на нацию, которая их дает. |
|
|
|
|
Почти во всех делах самое трудное начало. |
|
|
|
|
Народный героизм - это минутный порыв, за которым следуют слабость и упадок сил. Нужно основывать свободу народа на его образе жизни, а не на его страстях. Ибо его страсти преходящи и изменчивы; между тем действие хорошего государственного устройства длится столько же, сколько оно существует; никакой народ не может продолжать оставаться свободным дольше, чем до тех пор, пока он ощущает благо свободы. |
|
|
|
|
Состояние размышления - это уже состояние почти противоестественное, а человек, который размышляет, - это животное извращенное. |
|
|
|
|
Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо - это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться
- вы зависите от других... Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу. |
|
|
|
|
Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, — государство уже близко к разрушению. |
|
|
|
|
Легче завоевывать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир; но, чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геракла. |
|
|
|
|
Люди всегда стремятся к своему благу, но не всегда видят, в чем оно. Народ не подкупишь, но часто его обманывают и притом лишь тогда, когда кажется, что он желает дурного. |
|
|
|
|
Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей
- все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому. |
|
|
Возможно вам также будет интересно:: |
|
|
|
|