АРТУР ШОПЕНГАУЭР - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ
|
|
Артур Шопенгауэр
- один из самых выдающихся немецких философов. Артур строил теорию своей философии, опираясь на три источника: философия Платона, древнеиндийский трактат Упанишады и трансцендентальная философия Канта. Его философия стала первой попыткой совмещения западной и восточной культуры. Самая большая трудность этого слияния заключалась в том, что восточный стиль мышления был иррационален, а западный
- рационален. Отличие восточного стиля мышления от западного заключалось в том, что иррациональный стиль основывался сугубо на мистическом подходе, т.е на вере в существование недоказанных наукой высших сил, которые управляют человеческой жизнью из вне. Эти две теории объединяет идея, пришедшая к нам из античной мифологии - о том, что помимо того мира в котором живем мы существуют параллельные миры, не поддающиеся нашему разуму и науке. Но наша жизнь становится противоречива, если не брать в оборот эту идею. |
|
|
С точки зрения молодости - жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости - очень короткое прошлое. |
|
|
|
|
Есть одна только врожденная ошибка - это
убеждение, будто мы рождены для счастья. |
|
|
|
|
Мысли выдающихся умов не переносят
фильтрации через ординарную голову. |
|
|
|
|
Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму. |
|
|
|
|
Каждый человек может вполне быть самим
собою только пока он одинок. |
|
|
|
|
Никого так ловко не обманываем мы и не
обходим лестью, как самих себя. |
|
|
|
|
То, что есть в человеке, несомненно,
важнее того, что есть у человека. |
|
|
|
|
Единственный мужчина, который не может
жить без женщин, - это гинеколог. |
|
|
|
|
Люди подобны часовым механизмам, которые
заводятся и идут, не зная зачем. |
|
|
|
|
Каждый усматривает в другом лишь то, что
содержится в нем самом, ибо он может
постичь его и понимать его лишь в меру
своего собственного интеллекта. |
|
|
|
|
Болезнь есть целебное средство самой
природы с целью устранить расстройство в
организме; следовательно, лекарство
приходит лишь на помощь целительной силе
природы. |
|
|
|
|
А что люди называют судьбой, это большей
частью просто их собственные глупые
выходки. |
|
|
|
|
Всякий раз, как умирает человек,
погибает некий мир, который он носит в
своей голове; чем интеллигентней голова,
тем этот мир отчётливее, яснее,
значительнее, обширнее, тем ужаснее его
гибель. |
|
|
|
|
Как рабочий, трудясь над возведением
здания или не знает или не всегда
отчетливо представляет себе план целого,
так же и человек, отбывая отдельные дни
и часы своей жизни не имеет общего
представления о ходе и характере своего
существования. |
|
|
|
|
Кто не любит одиночества - тот не любит
свободы, ибо лишь в одиночестве можно
быть свободным. |
|
|
|
|
Нужно сдерживать свое воображение во
всем, что касается нашего счастья или
несчастья. |
|
|
|
|
По настоящему подходящее обращение между
двумя людьми, вместо Сэр или
Господин,... должно быть мой товарищ по
несчастью. Насколько странно бы это ни
звучало, это согласуется с фактами и
представляет другого человека в наиболее
правильном свете, а также напоминает нам
эту наиболее необходимую вещь -
терпимость, терпение, снисходительность
и любовь к ближнему, в которой каждый из
нас нуждается от других и которую обязан
давать другому. |
|
|
|
|
Чтобы оценить положение человека с точки
зрения счастья, надо знать не то, что
дает ему удовлетворение, а то, что
способно опечалить его, и чем
незначительнее это последнее, тем
человек счастливее: чтобы быть
чувствительным к мелочам, надо жить в
известном довольстве: в несчастии ведь
мы их вовсе не ощущаем. |
|
|
|
|
Судьба тасует карты, а мы играем. |
|
|
|
|
Сострадание к животным так тесно связано
с добротой характера, что можно с
уверенностью утверждать: кто жесток с
животными, тот не может быть добрым
человеком. |
|
|
|
|
Глубокие истины можно только усмотреть,
а не вычислить, то есть впервые вы
познаете их, непосредственно осененные
мгновенным впечатлением. |
|
|
|
|
Для каждого человека ближний - зеркало,
из которого смотрят на него его
собственные пороки; но человек поступает
при этом как собака, которая лает на
зеркало в том предположении, что видит
там не себя, а другую собаку. |
|
|
|
|
Если бессмыслицы, какие нам приходится
выслушивать в разговоре, начинают
сердить нас, надо вообразить, что это
разыгрывается комическая сцена между
двумя дураками; это испытаннейшее
средство. |
|
|
|
|
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком
сне, часто переходящем в кошмар. |
|
|
|
|
В некоторых частях света водятся
обезьяны, в Европе же водятся французы,
что почти одно и то же. |
|
|
|
|
Всякая ложь и абсурд разоблачаются
обычно потому, что в момент апогея в них
обнаруживается внутреннее противоречие. |
|
|
|
|
Вежливость, как игорная марка, есть
открыто признанная фальшивая монета.
Скупость на нее доказывает скудоумие,
щедрость, напротив - ум. Кто же доводит
вежливость до пожертвования реальными
интересами, похож на человека,
раздающего вместо марок настоящие
червонцы. |
|
|
|
|
Внутренняя пустота служит истинным
источником скуки, вечно толкая субъекта
в погоню за внешними возбуждениями с
целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и
душу. |
|
|
|
|
Мудрецы всех времён постоянно говорили
одно и то же, а глупцы, всегда
составлявшие огромнейшее большинство,
постоянно одно и то же делали - как раз
противоположное; так будет продолжаться
и впредь. |
|
|
|
|
Кто критикует других, тот работает над
собственным исправлением. |
|
|
|
|
Моя философия не дала мне совершенно
никаких доходов, но она избавила меня от
очень многих трат. |
|
|
|
|
Немцев упрекают в том, что они всегда
подражали во всем французам и
англичанам; но забывают, что это самое
умное, что они, как нация, могли
сделать, потому что собственными силами
они не произвели бы ничего дельного и
хорошего. |
|
|
|
|
Человек - единственное животное, которое
причиняет другим боль, не имея при этом
никакой другой цели. |
|
|
|
|
Для того, чтобы добровольно и свободно
признавать и ценить чужие достоинства,
надо иметь собственное. |
|
|
|
|
Когда люди вступают в тесное общение
между собой, то их поведение напоминает
дикобразов, пытающихся согреться в
холодную зимнюю ночь. Им холодно, они
прижимаются друг к другу, но чем сильнее
они это делают, тем больнее они колют
друг друга своими длинными иглами.
Вынужденные из-за боли уколов разойтись,
они вновь сближаются из-за холода, и так
- все ночи напролет. |
|
|
|
|
Чем больше человек имеет в себе, тем
меньше требуется ему извне, тем меньше
могут дать ему другие люди. |
|
|
|
|
Человек, одаренный духовными силами
высшего порядка, преследует задачи,
которые не вяжутся с заработком. |
|
|
|
|
Средний человек озабочен тем, как бы ему
убить время, человек же талантливый
стремится его использовать. |
|
|
|
|
Смерть - вдохновляющая муза философии:
без нее философия вряд ли бы даже
существовала. |
|
|
|
|
Рожденные для того, чтобы направить мир
чрез море лжи к истине и вывести его из
глубокой пропасти дикости и пошлости -
на свет, к высокой культуре и
благородству, - они, хотя и живут среди
людей, однако, все же не принадлежат, в
сущности к их обществу и потому уже с
юности сознают себя значительно
отличающимися от них существами;
впрочем, вполне ясное сознание этого
слагается не сразу, а с годами. |
|
|
|
|
Постоянный умственный труд делает нас
более или менее непригодными к заботам и
треволнениям действительной жизни. |
|
|
|
|
Под конец жизни дело идёт, как в конце
маскарада, когда снимают маски. |
|
|
|
|
Плохие книги не только бесполезны, но
положительно вредны. Ведь девять десятых
текущей литературы только затем и
публикуются, чтобы выманить из кармана
доверчивой публики пару лишних талеров. |
|
|
|
|
Одним из существенных препятствий для
развития рода человеческого следует
считать то, что люди слушаются не того,
кто умнее других, а того, кто громче
всех говорит. |
|
|
|
|
Общительность людей основана не на любви
к обществу, а на страхе перед
одиночеством. |
|
|
|
|
Не говори своему другу того, что не
должен знать твой враг. |
|
|
|
|
Науку может всякий изучить - один с
большим, другой с меньшим трудом. Но от
искусства получает каждый столько,
сколько он сам в состоянии дать. |
|
|
|
|
Мы только к концу известного периода
жизни, а то и к концу самой жизни, можем
правильно судить о наших поступках и
творениях, понять их связь и сцепление
и, наконец, оценить их по достоинству. |
|
|
|
|
Лучше обнаруживать свой ум в молчании,
нежели в разговорах. |
|
|
|
|
Кто придает большое значение мнению
людей, делает им слишком много чести. |
|
|
|
|
Здоровый нищий счастливее больного
короля. |
|
|
|
|
Вера и знание - это две чаши весов: чем
выше одна, тем ниже другая. |
|
|
|
|
Для того, чтобы добровольно и свободно
признавать и ценить чужие достоинства,
надо иметь собственное. |
|
|
|
|
Когда человек отнес все страдания и муки
в ад, для неба не осталось ничего, кроме
скуки. |
|
|
|
|
Людей делает общительными их
неспособность переносить одиночество, -
то есть самих себя. |
|
|
|
|
Мир - это госпиталь неизлечимых больных. |
|
|
|
|
В этом и заключается сила истины: ее
победа трудна и мучительна, но зато, раз
одержанная, она уже не может быть
отторгнута. |
|
|
|
|
Жизнь и сновидения - страницы одной и
той же книги. |
|
|
|
|
Если подозреваешь кого-либо во лжи -
притворись, что веришь ему, тогда он
лжет грубее и попадается. Если же в его
словах проскользнула истина, которую он
хотел бы скрыть, - притворись не
верящим; он выскажет и остальную часть
истины. |
|
|
|
|
Мы редко думаем о том, что имеем, но
всегда беспокоимся о том, чего у нас
нет. |
|
|
|
|
Уединение избавляет нас от необходимости
жить постоянно на глазах у других и,
следовательно, считаться с их
мнениями... |
|
|
|
|
Врач видит человека во всей его
слабости, юрист - всей его подлости,
теолог - во всей его глупости. |
|
|
|
|
Богатство подобно соленой воде: чем
больше ее пьешь, тем сильнее жажда. |
|
|
|
|
Каждого человека можно выслушать, но не
с каждым стоит разговаривать. |
|
|
|
|
Между гением и безумным то сходство, что
оба живут совершенно в другом мире, чем
все остальные люди. |
|
|
|
|
Истинный характер человека сказывается
именно в мелочах, когда он перестает
следить за собой. |
|
|
|
|
Не стоит досадовать на людскую низость:
что бы о ней ни говорили, она - сила. |
|
|
|
|
Гениальный человек не есть только
моральное существо, каким бывают
обыкновенные люди; напротив он носитель
интеллекта многих веков и целого мира.
Он поэтому живет больше ради других, чем
ради себя. |
|
|
Возможно вам также будет интересно:: |
|
|
|
|